11. Как стрелять из винтовок и ручных пулемётов по вражеским самолётам и парашютистам. 1942 г.
Для подготовленного стрелка и пулеметчика воздушный враг не страшен.
Ни на секунду не теряйся при налете вражеского самолета.
Решительно и быстро бей фашиста в воздухе, добивай его на земле.
Право и сила за тобой. За тобой и победа!
УМЕЙ БЫСТРО РАСПОЗНАВАТЬ САМОЛЕТЫ ВРАГА!
В борьбе с воздушным врагом нужно прежде всего научиться сразу, с первого же взгляда, распознавать его в воздухе, чтобы успеть как можно лучше подготовиться к борьбе.
Казалось бы, это не так уж трудно: согласно общепринятым международным требованиям каждая страна имеет на своих военных самолетах свои опознавательные знаки. Имеет их и немецко-фашистская авиация: черный прямоугольный крест на крыльях и фюзеляже и фашистский знак свастики на хвостовом оперении.
Но для гитлеровских бандитов международные "законы не писаны". Им ничего не стоит не только замазать опознавательные знаки на своих самолетах, но и замаскировать их, изобразив на них какие угодно другие знаки. Не стесняются они использовать для маскировки и священную эмблему Красной Армии--Красную звезду.
Не поддавайся подлому обману нашего злейшего и коварного врага! Научись узнавать его по фашистскому облику и разбойничьим ухваткам, какими бы знаками он пи пытался замаскировать себя.
Три типа самолетов-налетчиков наиболее часто посылает Гитлер на нашу родину: "Мессершмитт-109" (истребитель), "Юнкерс-88" (пикирующий бомбардировщик) и (меньше) "Хейнкель-111" (бомбардировщик). Мы даем силуэты этих типов в разных видах (рис. 1, 2, 3).
Казалось бы, это не так уж трудно: согласно общепринятым международным требованиям каждая страна имеет на своих военных самолетах свои опознавательные знаки. Имеет их и немецко-фашистская авиация: черный прямоугольный крест на крыльях и фюзеляже и фашистский знак свастики на хвостовом оперении.
Но для гитлеровских бандитов международные "законы не писаны". Им ничего не стоит не только замазать опознавательные знаки на своих самолетах, но и замаскировать их, изобразив на них какие угодно другие знаки. Не стесняются они использовать для маскировки и священную эмблему Красной Армии--Красную звезду.
Не поддавайся подлому обману нашего злейшего и коварного врага! Научись узнавать его по фашистскому облику и разбойничьим ухваткам, какими бы знаками он пи пытался замаскировать себя.
Три типа самолетов-налетчиков наиболее часто посылает Гитлер на нашу родину: "Мессершмитт-109" (истребитель), "Юнкерс-88" (пикирующий бомбардировщик) и (меньше) "Хейнкель-111" (бомбардировщик). Мы даем силуэты этих типов в разных видах (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Силуэты самолета "Мессершмитт-109"
Рис. 2. Силуэты самолета "Юнкерс-88"
Рис. 3. Силуэты самолета "Хейнкель-111"
Приглядись внимательно к этим силуэтам, рассмотри их общий вид и отдельные детали--форму крыльев и хвостового оперения, очертания фюзеляжа и головной части, характерные выступы и вырезы. Запечатлей крепко в своей памяти вид этих стервятников, чтобы сразу узнавать их. Приглядывайся также внимательно и к нашим боевым самолетам, чтобы и их узнавать с первого взгляда, чтобы уметь сразу же различить от них любой фашистским самолет. Хорошо зная свои самолеты, можно быстро научиться распознавать и самолеты врага.
КАК СТРЕЛЯТЬ ПО САМОЛЕТУ ИЗ ВИНТОВКИ И РУЧНОГО ПУЛЕМЕТА
Огонь по фашистским самолетам из винтовок и ручных пулеметов следует открывать на расстояниях не дальше 500 м. Стрелять на большие расстояния значит напрасно расходовать патроны. А на близких расстояниях уже
немало фашистских стервятников сбито ружейным и пулеметным огнем.
Ведя огонь, не пытайся определять точное расстояние до самолета и устанавливать соответствующий прицел. Это почти невозможно да и совершенно не нужно и только задерживало бы стрельбу. Достаточно определить, что цель вошла в зону 500-метровой дальности, и открывать огонь с одной установкой прицела 3. Этот прицел должен быть установлен на оружии заранее, чтобы перед открытием огня оставалось только быстро проверить его.
Самое выгодное положение для поражения вражеского самолета--когда он пикирует па стрелка (пулемет) или удирает после пикирования, то-естъ когда он подставляет под огонь голову или хвост. При этом самое главное-- не растеряться. Для маленькой точки, какую представляет собой стрелок или пулемет, пикирующий самолет не страшен,--он не видит ее. А пуля, выпущенная спокойно и уверенно прямо навстречу или вдогонку пикирующему врагу, почти наверняка настигнет его.
Труднее поразить самолет, когда он проходит мимо--над головой или в стороне.
Скорость движения самолета так велика, что пуля, выпущенная прямо в него, не успеет долететь до него и пройдет позади. Нужно научиться выносить точку прицеливания впереди головы цели по направлению ее движения с таким расчетом, чтобы выпущенная пуля пересекала путь самолета в тот момент, когда он будет проходить эту точку.
Величина такого упреждения зависит от расстояния до самолета и от скорости его движения. Она определяется и откладывается на-глаз в видимых размерах самой цели по длине фюзеляжа--в корпусах самолета (рис. 4).
КАК СТРЕЛЯТЬ ПО САМОЛЕТУ ИЗ ВИНТОВКИ И РУЧНОГО ПУЛЕМЕТА
Огонь по фашистским самолетам из винтовок и ручных пулеметов следует открывать на расстояниях не дальше 500 м. Стрелять на большие расстояния значит напрасно расходовать патроны. А на близких расстояниях уже
немало фашистских стервятников сбито ружейным и пулеметным огнем.
Ведя огонь, не пытайся определять точное расстояние до самолета и устанавливать соответствующий прицел. Это почти невозможно да и совершенно не нужно и только задерживало бы стрельбу. Достаточно определить, что цель вошла в зону 500-метровой дальности, и открывать огонь с одной установкой прицела 3. Этот прицел должен быть установлен на оружии заранее, чтобы перед открытием огня оставалось только быстро проверить его.
Самое выгодное положение для поражения вражеского самолета--когда он пикирует па стрелка (пулемет) или удирает после пикирования, то-естъ когда он подставляет под огонь голову или хвост. При этом самое главное-- не растеряться. Для маленькой точки, какую представляет собой стрелок или пулемет, пикирующий самолет не страшен,--он не видит ее. А пуля, выпущенная спокойно и уверенно прямо навстречу или вдогонку пикирующему врагу, почти наверняка настигнет его.
Труднее поразить самолет, когда он проходит мимо--над головой или в стороне.
Скорость движения самолета так велика, что пуля, выпущенная прямо в него, не успеет долететь до него и пройдет позади. Нужно научиться выносить точку прицеливания впереди головы цели по направлению ее движения с таким расчетом, чтобы выпущенная пуля пересекала путь самолета в тот момент, когда он будет проходить эту точку.
Величина такого упреждения зависит от расстояния до самолета и от скорости его движения. Она определяется и откладывается на-глаз в видимых размерах самой цели по длине фюзеляжа--в корпусах самолета (рис. 4).
Рис. 4. Как отсчитывается упреждение при стрельбе по самолету |
Расстояниедо цели в метрах | Какое упреждение (в корпусах самолетов) надо брать | ||
"Мессершмитт-109" | "Юнкерс-88" | "Хейнкель-111" | |
100 | 1 1/2 корпуса | 1 корпус | 1 /2 корпуса |
200 | 3 --"-- | 1 1/2 --"-- | 1 --"-- |
300 | 5 --"-- | 2 1/2 --"-- | 2 --"-- |
400 | 7 --"-- | 3 1/2 --"-- | 8 --"-- |
500 | 10 --"-- | 5 --"-- | 4 --"-- |
Имей такую табличку всегда с собой, повторяй ее почаще, пока она не заучится наизусть.
При стрельбе широко применяй (а если надо, то и заблаговременно создавай) упоры для винтовки и пулемета. Это значительно повысит меткость стрельбы.
Надо помнить, что стервятники живучи. Одной пулей стервятника не уничтожишь. Поэтому борьбу с ними нужно вести организованно--группой стрелков и пулеметов под командой командира, сосредоточивая огонь на одной машине--ближайшей или головной. Для открытия такого огня командир подает команду, указывая в ней цель и точку прицеливания.
Вот примерные команды:
По самолету, пикирующему на стрелков или уходящему после пикирования:
а) "По пикирующему, в голову, огонь!"
б) "По уходящему, в хвост, огонь!"
По проходящему мимо или пикирующему па соседнюю группу:
а) "По самолету вправо, на два корпуса, огонь!"
б) "По головному, на три корпуса, огонь!"
"ЛИРА" И КАК ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ СТРЕЛЬБЕ
Для правильного определения момента открытия огня и для быстрого назначения необходимого упреждения командиру (да и каждому бойцу) нужно иметь наготове простенький приборчик--"лиру". Такую "лиру" нужно иметь для каждого типа фашистских самолетов особую. Мы даем такие "лиры" в натуральном виде (рис. 5, 6 и 7). Каждому командиру (бойцу) остается только нанести копию этих "лир" на картой (жестянку) и вырезать их.
Пользоваться "лирой" надо так.
Определив издали тип вражеского самолета, приготовь соответствующую "лиру" и, удерживая ее в вытянутой на 50 см руке, поймай силуэт стервятника в вырез "лиры".
При этом плоскость лиры должна располагаться:
-- вдоль курса самолета--если самолет пролетает в стороне от тебя и виден сбоку;
-- поперек курса самолета--если он летит на тебя и виден спереди.
При стрельбе широко применяй (а если надо, то и заблаговременно создавай) упоры для винтовки и пулемета. Это значительно повысит меткость стрельбы.
Надо помнить, что стервятники живучи. Одной пулей стервятника не уничтожишь. Поэтому борьбу с ними нужно вести организованно--группой стрелков и пулеметов под командой командира, сосредоточивая огонь на одной машине--ближайшей или головной. Для открытия такого огня командир подает команду, указывая в ней цель и точку прицеливания.
Вот примерные команды:
По самолету, пикирующему на стрелков или уходящему после пикирования:
а) "По пикирующему, в голову, огонь!"
б) "По уходящему, в хвост, огонь!"
По проходящему мимо или пикирующему па соседнюю группу:
а) "По самолету вправо, на два корпуса, огонь!"
б) "По головному, на три корпуса, огонь!"
"ЛИРА" И КАК ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ СТРЕЛЬБЕ
Для правильного определения момента открытия огня и для быстрого назначения необходимого упреждения командиру (да и каждому бойцу) нужно иметь наготове простенький приборчик--"лиру". Такую "лиру" нужно иметь для каждого типа фашистских самолетов особую. Мы даем такие "лиры" в натуральном виде (рис. 5, 6 и 7). Каждому командиру (бойцу) остается только нанести копию этих "лир" на картой (жестянку) и вырезать их.
Пользоваться "лирой" надо так.
Определив издали тип вражеского самолета, приготовь соответствующую "лиру" и, удерживая ее в вытянутой на 50 см руке, поймай силуэт стервятника в вырез "лиры".
При этом плоскость лиры должна располагаться:
-- вдоль курса самолета--если самолет пролетает в стороне от тебя и виден сбоку;
-- поперек курса самолета--если он летит на тебя и виден спереди.
Рис. 5. "Лира" для стрельбы по самолету "Мессершмит-109"
Рис. 6. "Лира" для стрельбы по самолету "Юнкерс-88"
Рис. 7. "Лира" для стрельбы по самолету "Хейнкель-111"
Рис. 8. Когда надо открывать огонь: силуэт самолета начинает заполнять узкую часть выреза "лиры" ("лиры" уменьшены в два раза) |
Для стрельбы по пикирующему и уходящему после пикирования самолету никакого упреждения не нужно, с помощью "лиры" командир определяет в этом случае только момент для открытия и прекращения огня.
КАК СТРЕЛЯТЬ ПО ВРАЖЕСКИМ ПАРАШЮТИСТАМ
Кроме борьбы с самолетами врага, умей искусно вести огонь и по его парашютистам.
Вражеских парашютистов расстреливай еще в воздухе, как только они окажутся в 500-метровой зоне ружейного и пулеметного огня. Парашютист снижается с более или менее определенной скоростью--около 6 метров в секунду. Поэтому, расстреливая его в воздухе, нужно точку прицеливания выносить ниже, откладывая упреждение глазом в видимых размерах (фигурах) цели.
КАК СТРЕЛЯТЬ ПО ВРАЖЕСКИМ ПАРАШЮТИСТАМ
Кроме борьбы с самолетами врага, умей искусно вести огонь и по его парашютистам.
Вражеских парашютистов расстреливай еще в воздухе, как только они окажутся в 500-метровой зоне ружейного и пулеметного огня. Парашютист снижается с более или менее определенной скоростью--около 6 метров в секунду. Поэтому, расстреливая его в воздухе, нужно точку прицеливания выносить ниже, откладывая упреждение глазом в видимых размерах (фигурах) цели.
Рис. 9. Как отсчитывать упреждение при стрельбе по парашютистам |
Рис. 10. Как отсчитывать боковое упреждение при стрельбе по парашютистам |
Величину упреждения, которое надо брать при стрельбе по вражеским парашютистам, не трудно запомнить наизусть:
Дистанция стрельбы в метрах | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Упреждение в фигурах . . . . . . . | 1/2 | 1 | 1 1/2 | 2 | 3 |
Следовательно, число фигур упреждения равно половине цифры прицела. Чтобы поражать врага в сердце, а не в ноги, упреждение нужно откладывать от середины фигуры (рис. 9).
Если фашистских молодчиков-парашютистов придется расстреливать при ветре, то, вынося точку прицеливания, учитывай и боковой относ цели ветром.
Боковое упреждение на ветер определяется и откладывается глазом также в фигурах цели, но уже по ширине ее, а не по высоте (рис. 10). Нужное упреждение не трудно определить, если хорошо запомнить цифры упреждения при боковом умеренном ветре, дующем под прямым углом к направлению стрельбы:
Если фашистских молодчиков-парашютистов придется расстреливать при ветре, то, вынося точку прицеливания, учитывай и боковой относ цели ветром.
Боковое упреждение на ветер определяется и откладывается глазом также в фигурах цели, но уже по ширине ее, а не по высоте (рис. 10). Нужное упреждение не трудно определить, если хорошо запомнить цифры упреждения при боковом умеренном ветре, дующем под прямым углом к направлению стрельбы:
Дистанция стрельбы в метрах | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Упреждение в фигурах . . . . . . . | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Следовательно, число фигур упреждения равно цифре прицела.
При сильном ветре упреждение бери вдвое больше, при слабом--вдвое меньше, при относе цели под острым углом--вдвое меньше.
Расстреливая вражеских парашютистов в воздухе, очень важно не упустить наблюдения за приземляющимися бандитами. Для этого нужно выделить специальную группу бойцов, лучше всего с пистолетами-пулеметами или с ручным пулеметом. Эта группа должна зорко следить за приземлением парашютистов и добивать их на земле, прежде чем они успеют оглядеться после приземления и использовать свое оружие.
При сильном ветре упреждение бери вдвое больше, при слабом--вдвое меньше, при относе цели под острым углом--вдвое меньше.
Расстреливая вражеских парашютистов в воздухе, очень важно не упустить наблюдения за приземляющимися бандитами. Для этого нужно выделить специальную группу бойцов, лучше всего с пистолетами-пулеметами или с ручным пулеметом. Эта группа должна зорко следить за приземлением парашютистов и добивать их на земле, прежде чем они успеют оглядеться после приземления и использовать свое оружие.